Аурипигмент Аурипигмент

Аурипигмент
Аурипигмент
Аурипигмент
Аурипигмент
Аурипигмент
Аурипигмент
Аурипигмент

Химическая формула: As2S3
Примеси: Hg, Ge, Sb
Твердость по Моосу: 1,5—2
Сингония: моноклинная
Показатель преломления: 2,400—3,020
Двойное лучепреломление: 0,620
Плотность: 3,4—3,5 г/см3

    Аурипигмент (англ. Orpiment, от лат. aurum — золото, букв. «золотая краска») — минерал класса сульфидов, сульфид мышьяка.

Свойства.
    Хорошо образованные кристаллы больших размеров редки. Кристаллы столбчатые, короткопризматические, крупнотаблитчатые, обычно с искривленными гранями, реже игольчатые. Как правило встречается в виде листоватых, чешуйчатых или зернисто-слюдоподобных агрегатов.
    Цвет от лимонно-желтого до золотисто-желтого, на свежем сколе яркий. Цвет черты светло-желтый. Блеск от алмазного до металлического, на свежих плоскостях спайности — сильный перламутровый.
    Спайность весьма совершенная по {010} и неясная по {100}, листочки гибкие, но не упругие. Излом ступенчатый (раковистый).
    Аурипигмент мягкий и вязкий минерал, легко режется ножом. Обладает специфическим серным запахом, усиливающимся при нагревании.
    На свету с течением времени «выцветает», окисляясь с поверхности, и переходит в арсенолит (As2O3).

Происхождение.
    Аурипигмент имеет низкотемпературное гидротермальное происхождение. Часто встречается вместе с реальгаром, киноварью, антимонитом в глинах, гидротермально измененных глинистых мергелях и сланцах, а также в рудных жилах. Кроме того, минерал встречается в виде продукта низкотемпературного изменения содержащих мышьяк минералов или фумарольной деятельности.

Месторождения.
    Наиболее известные месторождения: Лухумское (Грузия, совместно с реальгаром), Менкюле (Якутия), Джульфинское (Нахичевань, Армения). Также встречается в Австрии (Каринтия), Швейцарии, Аллхар (Македония, Греция), Меркур (штат Юта, США), вместе с реальгаром в ряде месторождений Румынии, Турции, Ирана, Средней Азии.

Применение.
    Аурипигмент и реальгар являются важной рудой мышьяка. Широко используется как минеральный пигмент в станковой живописи и особенно в иконописи (средневековое название минеральной краски — «королевская желтая»). За привлекательный внешний вид пользуется популярностью у коллекционеров.